Курс "Упрощенная Система Налогообложения"

Введение | Шаг 1. Переходим на Упрощенную Систему Налогообложения. | Шаг 2. Учимся строить учетную политику при УСН. | Шаг 3. Учимся отражать Доходы и Расходы при УСН.
Шаг 4. Строим учет ООО «Спецодежда» за 1-й и 2-й квартал. | Шаг 5. Строим учет ООО «Спецодежда» за 3-й и 4-й квартал. | Шаг 6. "Бухгалтерские программы при УСН".
Rambler's Top100

Упрощенная система налогообложения 4.1 Знакомимся со спецификой работы компании.


Я прекрасно понимаю, что вы можете читать теорию, самостоятельно изучать различные аспекты бухгалтерского и налогового учета, поэтому мы будем тренироваться в применении ваших знаний и умений на практике. Сегодня я на посту вашего счастья!

Вот у нас есть компания «Спецодежда», давайте построим полностью учет для этой компании.
Сделаем необходимые проводки, заполним налоговые декларации. По-моему, это самый лучший вариант повысить свою квалификацию главного бухгалтера. Поскольку, чтобы научиться хорошо делать что-то, нужно просто делать это. Например, чтобы научиться говорить на английском языке, мало изучать правила, нужно обязательно тренироваться на практике.

Наша ООО "Спецодежда" (малое предприятие) осуществляет такую же деятельность, как и многие предприятия - производит продукцию (в нашем случае это спецодежда) и продает ее. Кроме своей продукции, компания занимается продажей товаров сторонних организаций. Компания с момента своей регистрации перешла на УСН.

Несмотря на то, что мы с вами осваиваем УСН, я решила дать вам в материалах отражение самого сложного участка – производства. Если вы освоите производство, то освоение торговых операций не составит труда. Разумеется, торговые операции мы тоже будем рассматривать.

Итак, организация осуществляет финансово-хозяйственные операции. На каждую операцию мы делаем проводку в Журнале учета операций (Откройте файл «2.Журнал учета хоз.операций 1-й кв.УСН»). Конечно, в жизни, после того, как вы отразили все проводки в программе 1С, то сразу можете получать по этим проводкам все необходимые отчеты: Анализ счетов, Карточки счетов, Оборотно-сальдовые ведомости и т.д. Разумеется, мы не будем здесь строить все эти отчеты.

Сначала мы сделаем по нашим проводкам аналитическую ведомость, чтобы понять, как отразились наши операции на счетах бухгалтерского учета (Откройте файл «3.Ведомости 1-й кв. УСН», лист «Вед-ть 1кв.»). А затем построим оборотно-сальдовую ведомость (оборотный баланс), который вы найдете в том же файле в листе «Оборотно-сальд.вед.1 кв.». А куда же без Оборотно-сальдовой ведомости? Именно она является основой для построения Баланса и Отчета о Прибылях и Убытках. И хотя при УСН нам не нужно сдавать Баланс и Отчет о Прибылях и Убытках в налоговую, вы можете сделать его для вашего руководства, чтобы они имели представление о том, какие у предприятия имеются активы и обязательства (Баланс) и какую прибыль компания получила за данный период (Отчет о Прибылях и Убытках).

Мы с вами рассмотрим, как производится расчет основных налогов и взносов, которые обязаны исчислять и уплачивать в бюджет все организации, находящиеся на УСН (единый налог, взносы на обязательное пенсионное страхование, сбор от несчастного случая, налог на доходы физических лиц).

В чем состоит сложность организации бухгалтерского учета? Сложность состоит в том, чтобы правильно организовать все аналитики по счетам. При правильной организации бухгалтерский учет можно использовать для управленческого учета.

Конечно, отражать все аналитики в условном примере не возможно, поэтому в примерах мы будем использовать только основные аналитики по каждому счету. А чтобы вы имели представление, какие аналитики нужно использовать в вашей реальной деятельности, я предоставила вам пример плана счетов со всеми аналитиками. Это тот самый план счетов, который вы получили в шаге про учетную политику. Для удобства восприятия я выделила разными цветами уровни счетов. Первый уровень - светло коричневым, второй уровень- светло-желтым, третий уровень – без цвета.


Конечно, план счетов можно по мере необходимости изменять так, чтобы вам было удобно вести учет. Но если вы хотите изменить какие-то субсчета, сначала проконсультируйтесь с программистами. Может так получиться, что, изменяя субсчета, вы нарушите формирование стандартных отчетов.

План счетов предлагаю использовать такой же, как и при обычной системе налогообложения. Если какие-то счета вам не понадобятся, не используйте их. Что касается аналитики по счетам, то она вам нужна не только для отчета в налоговую, но и для вашего управленческого учета. Например, по 60-му счету в нашем плане счетов присутствует аналитика по контрагентам (это наши поставщики) и договорам. Эта аналитика вам нужна для того, чтобы знать, какому поставщику сколько вы должны. И это, как вы понимаете, не зависит от системы налогообложения. Так же и по другим счетам.

Во втором листе Плана счетов вы найдете план счетов, который мы будем использовать в нашем примере. Да, кстати, в нашем примере мы будем пользоваться той самой учетной политикой, пример которой вы уже получили.

Вы, наверное, знаете, что малые предприятия могут вести бухгалтерский учет кассовым методом, т.е., по оплате. Но в этом нет смысла, т.к. при УСН все равно нет возможности полностью совместить бухгалтерский и налоговый учет. Выход один – вести бухгалтерский учет отдельно, налоговый отдельно. Для этого в плане счетов есть специальные за балансовые налоговые счета. Это счет Н01, по кредиту которого отражаются доходы и счет Н02, по дебету которого отражаются расходы.

Повторим еще раз, как отражаются доходы и расходы при УСН. Самое главное при УСН – это то, что мы доходы отражаем сразу в налоговом учете и Книге ДР, как только они к нам поступили ( в кассу, на расчетный счет или каким-либо другим путем), а вот с расходами посложнее: мы заносим их в налоговый учет и Книгу ДР, если они приняты к учету и оплачены (кроме расходов на товары и материалы). С особенностями расходов на товары и материалы мы с вами уже знакомились.

Исходя из вышеизложенного, когда мы просто отражаем затраты на счет 25 или 26 или 44, мы ничего не заносим в Книгу ДР, а вот когда оплачиваем какую-то из затрат, которая уже принята к учету, тогда делаем запись в налоговом учете и в колонке «расход» в Книге ДР. Как вы уже поняли, это не касается затрат на товары, сырье и материалы, по ним «отдельная песня».

Еще одна особенность - список расходов для тех, кто работает на УСН, закрыт. Т.е., никаких расходов кроме тех, что перечислены в налоговом кодексе, принимать нельзя. Разумеется, все основные расходы в НК перечислены, полный список я уже приводила. Только помните, что если у вас появится как-то необычный расход, сначала проверьте, есть ли он в списке в НК.

Теперь про товары, сырье и материалы: в нашем случае расходы по товарам, сырью и материалам принимаются в конце квартала по расчетам. Т.е., все затраты вы ставите в налоговый учет и Книгу ДР после оплаты, а по товарам, сырью и материалам сначала готовите бухгалтерскую справку, в которой напишите, что по расчетам признана такая-то сумма расходов, и потом заносите расходы в налоговый учет и Книгу ДР.

Итак, преступим.
Наша компания зарегистрирована в 1-м квартале текущего года. Давайте посмотрим, какие операции мы отразили в 1-м квартале. Для простоты мы с вами будем отражать операции в аналитической ведомости за квартал без разбивки по месяцам. Все-таки это тренинг, и так будет проще. Конечно, вы понимаете, что зарплату работникам нужно начислять и оплачивать каждый месяц, а не раз в квартал. Так же и другими хозяйственными операциями.

Чтобы не тянуть кота за все подробности, как говорили в Одессе, начинаем.

4.2 Отражаем проводки в Журнале учета хозяйственных операций и в
аналитической ведомости.


В течение 1-го квартала предприятие ООО "Спецодежда" было зарегистрировано, поставлено на налоговый учет, сформировало уставный капитал и начало осуществлять производственную деятельность (получило в аренду производственные мощности, закупало сырье и материалы, оплачивало производственные услуги сторонних организаций, производило и отгружало покупателям готовую продукцию).

Кроме того, работникам начислялась заработная плата, производились расчеты основных налогов и взносов, по завершении квартала был произведен расчет незавершенного производства, расчет списания материалов и т.п.

По ходу дела мы будем выяснять, какие трудности встречаются на каждом из участков работы. Итак, приступим. Все хозяйственные операции вы найдете, как я уже сказала выше, в файле «2.Журнал учета хоз.операций 1-й кв.УСН». К каждой дается комментарий. Одновременно все операции отражены в Аналитической ведомости, которую вы найдете в «3.Ведомости 1-й кв. УСН», лист «Вед-ть 1кв.».


Сделайте так: ознакомьтесь с хозяйственными операциями и найдите эти же операции в аналитической ведомости. Это будет несложно сделать. Во-первых, и в Журнале операций и в Ведомости одни и те же счета, а во-вторых, каждой операции соответствует номер, одинаковый и там и там. Само собой, что в журнале операция отражается один раз, а в ведомости два раза – по двум счетам. Кроме того, если сумма проводки еще попадает и в налоговый учет, то сумма отражается в ведомости три раза (по двум бухгалтерским счетам и одному налоговому счету).

Например, операция №1 Дт 75.01 и Кт 80 на сумму 150000 в Аналитической ведомости отражается два раза – по счету 75.01 и по счету 80. Кроме того, сумма 150000 заносится в аналитике по двум учредителям: по учредителю Цветкову в сумме 45 000 руб. и по учредителю Кукушкину в сумме 105 000 руб. А поскольку в Аналитической ведомости мы разносим проводки с каждой аналитикой отдельно, то получается, что в Аналитической ведомости по бухгалтерскому учету наша хозяйственная операция №1 отражается не два, а четыре раза. В налоговом учете данная операция не отражается.

К каждой операции есть примечание: попадает в Книгу Доходов данная операция или нет. Выделено это примечание фиолетовым цветом, когда операция не попадает в Книгу доходов и Расходов и налоговый учет, и зеленым цветом, когда попадает. Зеленый цвет, как светофор, пропускает наш расход в Книгу ДР.))

Поскольку комментарии даны к каждой проводке отдельно, я пояснения здесь давать не буду.
Только особо я хочу рассказать про расчеты в файле «Регистры бух. и нал. учета 1-й кв.».
Откройте файл и посмотрите. В нем три листа. Первый лист содержит таблицы для расчета данных бухгалтерского учета.


Вы можете полностью освоить материалы, если запишитесь на тренинг.

Желаю удачи во всех ваших начинаниях!

Автор, тренер – консультант ЕКАТЕРИНА ПРИЩЕП

jobkey@yandex.ru