Курс "Упрощенная Система Налогообложения"

Введение | Шаг 1. Переходим на Упрощенную Систему Налогообложения. | Шаг 2. Учимся строить учетную политику при УСН. | Шаг 3. Учимся отражать Доходы и Расходы при УСН.
Шаг 4. Строим учет ООО «Спецодежда» за 1-й и 2-й квартал. | Шаг 5. Строим учет ООО «Спецодежда» за 3-й и 4-й квартал. | Шаг 6. "Бухгалтерские программы при УСН".
Rambler's Top100

Чтобы получить бесплатный шаг курса "Как стать главным бухгалтером",

напишите мне на почту jobkey@yandex.ru "прошу выслать первый шаг курса".

Упрощенная система налогообложения 1.1 Чем выгодна работа на УСН.

Если вы читаете эти стоки, то, очевидно, вы уже приняли решение о том, что будете применять Упрощенную Систему Налогообложения (УСН), или уже перешли на УСН. Тем не менее, первый шаг нашего захватывающего, полного приключений, путешествия, мы посвятим изучению вопросов, связанных  с переходом  на УСН.

Это все удовольствие нам нужно  для того, чтобы систематизировать уже имеющиеся у вас познания, обсудить насущные вопросы. Итак, в путь!

Конечно, вы знаете, что в Налоговом Кодексе (часть 2-я) Упрощенной системе налогообложения посвящена целая Глава  26.2. «УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ».

 

Очевидно, раз система налогообложения называется «Упрощенной», то она должна таить в себе массу выгод.  Основная и, на мой взгляд, единственная выгода, с которой уж никак не поспоришь: при применении УСН нужно платить меньше  налогов (как по количеству, так и по суммам). Эта выгода не подвергается сомнениям.

Если подробнее:
Организации, которые применяют УСН, освобождены от:
-налога на прибыль,
-налога на имущество,
-НДС (кроме случаев уплаты НДС на таможне при ввозе товаров на территорию РФ).

Что же остается у Организаций? Во-первых, сам Единый налог, а во-вторых, c 2011-го года Страховые взносы за наемных работников (34% от Фонда Оплаты Труда) и Сбор Страхования от несчастных случаев, который зависит от вида деятельности, но, в большинстве своем, составляет 0,2% от Фонда Оплаты Труда. И, наконец, сверху нахлобучиваем:  организации, как и при Общей системе налогообложения, должны начислить, удержать с работников и уплатить в бюджет Налог на Доходы Физических Лиц (НДФЛ).

Итак, от «зарплатных» налогов при УСН с 2011-го года избавиться не получится, они теперь при УСН такие же, как и при общей системе налогообложения (ОСНО).
Так что, такого рода оптимизация налогообложения, как переход на УСН с целью не платить зарплатные налоги, с 2011-го года отпадает сама собой. 

 

Но, тем не менее, УСН остается выгодной для применения, т.к.  такие большие налоги, как НДС, налог на имущество и налог на прибыль -  существенная экономия по сравнению с Единым  налогом  при УСН.

 

Индивидуальные предприниматели при УСН освобождаются от:

- НДФЛ (имеется ввиду НДФЛ с  доходов, полученных по итогам от предпринимательской деятельности, а не тот НДФЛ, который удерживается и уплачивается с наемных работников. С наемных работников НДФЛ платится точно так же, как и при общей системе налогообложения)
- налога на имущество (имеются в виду доходы и имущество, относящиеся к предпринимательской деятельности)
-  НДС (опять же исключая "таможенный" НДС).

Что же остается у Предпринимателя? Во-первых, сам Единый налог, а во-вторых, все Страховые взносы на наемных работников, как и у организаций. Кроме того, Предприниматели, как и при Общей системе налогообложения, должны начислить, удержать с работников и уплатить в бюджет Налог на Доходы Физических Лиц (НДФЛ).

 

 

Получается все то же, что и у организаций на УСН, только Предприниматели еще платят так называемые «Фиксированные» платежи – это страховые взносы не за наемных работников, а за себя. Сумма каждый год меняется, составляет она в районе 15тыс. рублей в год.  Квитанции на оплату этих взносов нужно взять в своем Пенсионном фонде.

Необходимо так же отметить, что если Организация или Предприниматель получает какие-то нестандартные доходы, не связанные с основной деятельностью, то с этих доходов придется платить Организациям -  налог на прибыль, а Предпринимателям – налог на доходы.

Какие именно это доходы?  Мы подробно не будем их рассматривать, т.к. наша цель – разобраться с основной деятельностью. Просто пробежитесь глазами, чтобы иметь ввиду, что это за доходы.

У организаций:
- дивиденды;
- проценты по ценным бумагам;
- доходы учредителей доверительного управления.

У Предпринимателей:
- выигрыши и призы, получаемые в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров (работ, услуг), в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ;
- процентные доходы по вкладам в банках в части превышения размеров, указанных в ст. 214.2 НК РФ;
- сумма экономии на процентах при получении налогоплательщиками заемных (кредитных) средств в части превышения размеров, указанных в п. 2 ст. 212 НК РФ;
- дивиденды;
- проценты по облигациям с ипотечным покрытием, эмитированным до 2007 г.;
- доходы учредителей доверительного управления.

 

Вторым преимуществом применении УСН считается возможность не вести бухгалтерский учет (кроме основных средств и нематериальных активов) и, соответственно, не сдавать отчетность в налоговую. Что касается отчетности, то ее действительно меньше. Ну, во-первых, меньше налогов – меньше налоговых деклараций. А во-вторых, баланс тоже сдавать в налоговую не нужно.

Что касается неведения бухгалтерского учета в полном объеме, то это вопрос спорный, и мы его еще будем обсуждать.

Внимание: "упрощенцы" должны соблюдать порядок ведения кассовых операций.

 

Про достоинства поговорили, давайте обсудим недостатки применения УСН.  Дело в том, что не все покупатели вашей продукции, работ, услуг, согласны покупать товар без НДС.
Это главный недостаток, и думать о нем нужно до того, как вы решили перейти на УСН. Сначала узнайте, устроит ли ваших партнеров такая ситуация. Как правило, на УСН переходят организации, покупатели которых сами не являются плательщиками НДС. Если же ваши партнеры являются плательщиками НДС, то вам придется продавать свои товары и услуги дешевле, чем у конкурентов, чтобы вашим покупателям было выгодно работать именно с вами.

 

Теперь вернемся к вопросу бухгалтерского учета. Вести или не вести? Вот в чем вопрос!)
Знаете, ситуация с главным бухгалтером, перешедшим на УСН  напоминает мне ситуацию с Золушкой, которой  мачеха разрешила идти на бал, но только после того, как она переберет горы зерна, все подметет и т.д. вкратце сейчас вам опишу, на каком «балу» мы с вами оказались, перейдя на УСН.

Может ли на самом деле предприятие, перешедшее на УСН, не вести бухгалтерский учет, если у него  есть хотя бы  5 поставщиков, 10 покупателей, и 30  наименований товаров? А каким образом вы без ведения бухгалтерского учета определите вашу задолженность поставщикам, задолженность покупателей перед вами? Как определите остатки товаров на складе? Как, наконец, определите прибыль от вашей деятельности? Ответ, конечно, очевиден, вы будете вести отдельные электронные таблицы,  в которых нет никакой возможности  понять, что вы отразили в них три месяца назад, будете вручную переносить остатки товаров и материалов с конца одного месяца в начало другого и т.д.

Другими словами, вы лишитесь всех достижений современной бухгалтерии. А смысл? Вывод один - бухгалтерию нужно вести в полном объеме.

 

Тем более, если организация планирует со временем вернуться на общий режим налогообложения, либо ей необходимо рассчитывать дивиденды своим акционерам (участникам), то организации следует вести полноценный бухгалтерский учет.

 

А ват вам еще один сюрприз: при ближайшем рассмотрении учет на УСН ничуть не проще учета на основной системе налогообложения!!! Почему? Да потому что на общей  системе налогообложения мы с вами имеем возможность выбирать метод отражения доходов и расходов для исчисления налога на прибыль. Это либо метод начисления (по отгрузке), либо кассовый метод (по оплате). Так вот, если мы выбираем метод начисления (по отгрузке), то наш бухгалтерский и налоговый учет сближаются очень сильно, и порой даже нет необходимости вести отдельно налоговый учет. Большинство предприятий выбирают метод начисления, т.к. кассовый метод значительно усложняет бухгалтерский учет, а налог на прибыль при этом никуда не исчезает, не сокращается, а только лишь оплачивается неравномерно, в более поздние сроки.

При УСН выбора у нас нет, т.к. есть только один метод учета доходов  и расходов – кассовый метод. Само собой, это делает наш учет сложнее, т.к. бухгалтерский и налоговый учет как бы «расходятся» в разные стороны.

Особенно сложной получилась ситуация с товарами. Чтобы списать стоимость товаров в расходы, товары должны быть  оприходованы,  оплачены и  проданы. Сразу три условия - это действительно круто))  Таким образом, бухгалтерский и налоговый учет при УНС почти не соприкасаются, а идут параллельно друг другу.

 

Добавьте сюда необходимость отслеживать вашу выручку. Как только она превысит предельно допустимый размер, нужно переходить на общий режим.  Поэтому имеет смысл переходить на УСН, если ваша выручка значительно меньше 60млн. в год.

Особые трудности возникнут и при переходе на УСН с общего режима и, наоборот, с УСН на общий режим. Лучше всего заранее определиться, что часть своей деятельности вы будете осуществлять на УСН, специально для этого зарегистрировать фирму, сразу написать в налоговую заявление о переходе на УСН и спокойно работать, не затрагивая работу уже существующих фирм.

Я вовсе не хочу вас напугать, и говорю это лишь для того, чтобы вы и не думали расслабляться. «УСН» не означает простой учет, а означает сокращенное налогообложение! Радует только то, что не нужно применять ПБУ 18/02, которое больше напоминает детективный роман. Хотя, малые предприятия на общей системе и так не обязаны использовать ПБУ 18/02.

Справедливости ради должна отметить еще один плюс - при УСН налоговые инспекции не так придираются к предприятию, реже  проверяют. Логика, очевидно, такая: что с них взять?
И то слава богу.
Однако, это все лирика. Надеюсь, я настроила вас на серьезную работу.
Постараюсь упростить ваш путь познаний УСН, как смогу.

1.2 Какие существуют ограничения для работы на УСН.


Теперь давайте обсудим коротко, какие существуют ограничения для работы на УСН.
Для начала перечислим тех, кто не имеет права на УСН. Полный список приведен в п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса. Вот некоторые из них: страховщики; бюджетники; нотариусы и адвокаты, учредившие свои кабинеты; фирмы, которые занимаются производством подакцизных товаров; компании, которые работают в сфере игорного бизнеса; плательщики других специальных налоговых режимов, таких как ЕНВД или ЕСХН. Для тех налогоплательщиков, которые не попали в список, законодатели выработали ряд ограничений, соблюдая которые, можно претендовать на "упрощенку".

Первый из них таков: сумма доходов, которую компания получила по итогам работы за девять месяцев, не должна превышать 45 млн руб. То есть за период с января по сентябрь текущего года размер дохода составляет менее 45 млн руб., то в следующемм году можно переходить на УСН.

 

Определяют допустимую сумму доходов  в соответствии с правилами ст. 248 Налогового кодекса. Следовательно, надо учитывать не только суммы, полученные от реализации (ст. 249 НК), но и внереализационные доходы (ст. 250 НК). К ним могут относиться, например, курсовые разницы, проценты по договорам займа, кредита, банковского счета. А вот НДС, предъявленный покупателю, нужно вычесть.

Кстати, если на "упрощенку" решил перейти предприниматель, то сумму доходов он может не считать, так как на него это ограничение не распространяется.

Многие входят в заблуждение, что ограничение по выручке вообще не касается Предпринимателей. На самом деле это не так! Да, при переходе на УСН предприниматель не должен предоставлять сведения о выручке, но совершенно так же, как и Организация, он должен следить за своими доходами, и как только  величина дохода превышает предельный  размер, предприниматель теряет право работать на УСН, и обязан опять перейти общий режим налогообложения. Предельная величина доходов, ограничивающая право на применение упрощенной системы налогообложения  c 2011 г., - 60 млн руб.

Почему же главные бухгалтера думают, что ограничения у предпринимателей по выручке нет? Причина та же, что и в остальных случаях сомнений, терзаний, непониманий: слова «все гениальное просто» явно не про наш Налоговый Кодекс. Просто прочитав  Налоговый Кодекс, невозможно сразу четко получить ответ на тот или иной вопрос. А чтобы добраться до истины, нужно перечитать еще массу переписки Минфина с налогоплательщиками, мнение аудиторов, ответы налоговых органов. Иногда мне кажется, НК написан именно так с целью запутать бухгалтеров, а не разъяснить им суть вещей.

Закончили про ограничение доходов. Если вы еще не забыли, это было ограничение «во-первых».

Во-вторых, ограничена остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов. Она не должна превышать 100 млн руб. сумма достаточно большая, так что, спасибо, законодатели!

В-третьих, не могут перейти на "упрощенку" компании, у которых "средняя численность работников за налоговый (отчетный) период превышает 100 человек".  Тоже неплохо. Правда, встречаются собственники предприятий, в которых работает персонал в разы больше 100 человек, отчаянно желающие перейти на УСН, т.к. слово "упрощенка" само по себе имеет для собственника магическое притяжение. Тогда фирму делят на несколько отдельных компаний и каждую из них переводят на УСН.

Кроме этого, не имеют право перейти на УСН  организации, учредителями которых являются другие юридические лица с долей в уставном капитале более 25 процентов. С этим просто разобраться. Часть уставного капитала можно просто продать физическому лицу, и «дело в шляпе».

Ну и последнее ограничение, которое нужно иметь ввиду – ваша организация не должна иметь филиалы и (или) представительства.

Вот и все основные  ограничения. Главный из них, за которым нужно постоянно следить, это, конечно, размер доходов.


Вы можете полностью освоить материалы, если запишитесь на тренинг.

Желаю удачи во всех ваших начинаниях!

Автор, тренер – консультант ЕКАТЕРИНА ПРИЩЕП

jobkey@yandex.ru