Курс "КАК СТАТЬ ГЛАВНЫМ БУХГАЛТЕРОМ за ДЕСЯТЬ ШАГОВ"

Введение | Шаг 1. Теоретические аспекты. | Шаг 2. Практические аспекты. | Шаг 3. Налогообложение. | Шаг 4. Учетная политика. | Шаг 5. Налоговый учет.
Шаг 6. Баланс. | Шаг 7. Программа. | Шаг 8. Поиски работы. | Шаг 9. Собеседование. | Шаг 10. Приступаем к работе.
Rambler's Top100

Бухгалтерские курсы. Шаг5. Учимся строить налоговый учет

Наши бухгалтерские курсы потихоньку продвигаются к самым вершинам. Вот теперь мы будем учиться строить налоговый учет. Поговорим сначала немного о том, откуда вообще возник это таинственный «Налоговый учет». Дело в том, что всегда существовали правила бухгалтерского учета, по которым бухгалтера должны строить отчетность. С другой стороны, в Законах о налогах существовали правила исчисления налогов, которые не всегда совпадали с правилами бухгалтерского учета. В результате чего была следующая ситуация - бухгалтера вели свой учет по правилам бухгалтерского учета, а когда определяли налоговую базу для начисления налогов, то в справках отражали различие между бухгалтерским учетом и базой по исчислению налогов. Разумеется, это было не совсем легко сделать. И вот законодатели собрались, подумали, и решили, что нужно вести совершенно отдельный налоговый учет на предприятии.

Система налогового учета, в отличие от бухгалтерского учета, пока не регламентирована законодательно. В соответствии со ст.313 НК РФ система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.


Поскольку в отличие от бухгалтерского учета законодатель не предусмотрел обязательных форм документов налогового учета и порядка их ведения, то варианты ведения налогового учета могут быть различны.

Во многом порядок налогового учета зависит от вида деятельности организации, объема документооборота, используемых программных продуктов, от внутренней структуры бухгалтерии, от наличия в ее составе специалистов налогового учета.

В зависимости от вышеуказанных обстоятельств можно предложить несколько вариантов порядка ведения налогового учета.

Для крупных организаций, которые могут себе позволить иметь внутренние налоговые службы (отделы или группы), занимающиеся разработкой аналитических регистров, систематизацией документооборота, его модернизацией, компьютеризацией учетного процесса, может применяться такой вариант порядка ведения налогового учета, который ведется параллельно бухгалтерскому.


Если от прочитанного у вас расширяются в ужасе глаза, типа «Как, кроме бухгалтерского учета нужно еще вести и налоговый???? Почему раньше не предупредили?»
На самом деле не все так ужасно. В полном объеме ведут бухгалтерский и налоговый учет только крупные предприятия, которые имеют специалистов по налоговому учету. Если правильно организовать учетную политику на фирме, то можно обойтись только бухгалтерский учетом, а для исчисления налогов использовать данные бухгалтерского учета. В приведенном примере учетной политики предприятия в предыдущем шаге все пункты учета выбраны именно так, чтобы бухгалтерский учет совпадал с налоговым.

Что это означает? Это означает, что бухгалтерский учет на предприятии строится таким образом, чтобы он не противоречил Налоговому Кодексу. Тогда эти два учета совпадают.

Например, налог на прибыль. Налоговый Кодекс предполагает два способа начисления доходов и расходов для определения налоговой базы для налога на прибыль – методом начисления (по отгрузке) и кассовым методом (по оплате). А в бухгалтерском учете мы обязаны вести учет по отгрузке. Таким образом, если мы для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль выберем метод начисления (по отгрузке), то бухгалтерский и налоговый учеты у нас совпадут. И т.д.

Это означает, что, придерживаясь такой учетной политике, которая сближает два учета, можно не вести дополнительно еще и налоговый учет. Как же вам определить, нужно ли вам вести налоговый учет? Просто нужно проверить все пункты учетной политики предприятия, которые касаются налогов, соответствуют ли они Налоговому Кодексу. В Налоговом Кодексе для каждого налога есть своя глава. В работе главного бухгалтера Налоговый Кодекс – «настольная книга». Вам придется обращаться к нему часто, и скоро вы начнете в нем легко ориентироваться.

И все-таки, хотя налоговый учет нужно вести далеко не на всех предприятиях, я считаю необходимым рассказать вам, как выгладят регистры налогового учета.

Итак, если в организации бухгалтерский и налоговый учет отличаются, то кроме счетов бухгалтерского учета еще создаются регистры налогового учета.

Например, организация исчисляет доходы и расходы для определения налога на прибыль кассовым методом (по оплате).
Тогда, если в январе продали товара на 150000 руб. с НДС, а получили денег на расчетный счет от покупателя 100000 руб., то
В бухгалтерском учете делаем такие проводки:
62 «Расчеты с покупателями»/ 90 «Продажи» 150000 руб.
Отгрузили товар,
51/62 100000руб.
Отразили оплату поставщиком на расчетный счет.

Как видите, несмотря на то, что налоговая политика по налогу на прибыль у предприятия принята «по оплате», в бухгалтерском учете все равно проводится отгрузка товара на полную сумму 150000 руб. Такие правила бухгалтерского учета.

Что же в это время происходит с налоговым учетом? Мы должны отразить отгрузку товара в налоговом учете. Для этого используем регистр налогового учета с названием Н90 «Продажи», где буква «Н» и означает, что это не бухгалтерский счет, а регистр налогового учета.


Вы можете полностью освоить материалы, если запишитесь на тренинг.


Всю информацию о курсах можно получить

на странице Курсы бухгалтерского учета

Автор, тренер – консультант ЕКАТЕРИНА ПРИЩЕП

jobkey@yandex.ru