Курс "КАК СТАТЬ ГЛАВНЫМ БУХГАЛТЕРОМ за ДЕСЯТЬ ШАГОВ"

Введение | Шаг 1. Теоретические аспекты. | Шаг 2. Практические аспекты. | Шаг 3. Налогообложение. | Шаг 4. Учетная политика. | Шаг 5. Налоговый учет.
Шаг 6. Баланс. | Шаг 7. Программа. | Шаг 8. Поиски работы. | Шаг 9. Собеседование. | Шаг 10. Приступаем к работе.
Rambler's Top100

Бухгалтерские курсы. Шаг 2.2 Учет оплаты труда

2.2.1 Учет начисления зарплаты и других выплат.

Не знаю, к сожалению, или к счастью, но коммунизм мы так и не построили. Подрастающее поколение, наверное, и слова такого не знает. А это означает, что на вашем предприятии люди работают не за спасибо, а за зарплату. И ваша задача позаботиться об ее начислении. Наши бухгалтерские курсы тоже займутся этим вопросом. Рассмотрим учет оплаты труда.

Разумеется, на предприятиях, где много работников, есть бухгалтер, который только тем и занимается, что начисляет зарплату. Я уверенна, что освоив материалы моего тренинга, вы не станете работать именно таким бухгалтером, но, тем не менее, главный бухгалтер должен знать основные моменты начисления заработной платы, доже если никогда не будет делать этого сам.

Кроме того, если вы станете главным бухгалтером маленькой фирмы, где работают около десяти человек, то, возможно, вам придется самостоятельно начислять заплату. Если сейчас вам будут непонятны некоторые моменты, не огорчайтесь. Когда приступите к работе, вы будете знать основные моменты, а к тонкости можно осваивать по мере выполнения работы.

Моя основная задача – показать вам, с чем вы можете столкнуться в вашей будущей работе, обратить ваше внимание на сложные моменты и, главное, дать вам уверенность в том, что вы сможете разобраться в любом вопросе!

Это было небольшое отступление от темы, теперь приступим к освоению начисления заработной платы.


В настоящее время максимальный размер оплаты труда ничем не ограничивается. Минимальный размер оплаты труда ограничен, и не может быть меньше 1 МРОТ (минимального размера оплаты труда), на день начисления зарплаты. С 1-го января 2009-го года МРОТ равен 4330 руб. . Последнее время налоговым инспекциям дано задание заставить все предприятия поднять зарплату сотрудникам до среднего значения по отрасли. Если у предприятия нет такой возможности, то хотя бы до прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума устанавливается местными властями ежеквартально.

Предприятие может самостоятельно установить штатное расписание, размеры и формы оплаты труда.

Существует две основные формы оплаты труда:
- Сдельная (в основу берется объем работы и стоимость её единицы);
- Повременная (в основу берется либо расценка за час работы, либо оклад и отработанное время)

В торговых фирмах, как правило, работники получают зарплату на основе окладов. На производственных предприятиях могут иметь место различные формы оплаты: администрация работает по окладам, а рабочие могут получать зарплату как за отработанное время, так и за произведенный объем работ. Эти вопросы решает директор совместно с начальником отдела кадров.


Все выплаты, производимые предприятием своим работникам, можно разделить на две группы:

1) Основные выплаты – собственно оплата труда, начисленная на основании сдельных расценок, тарифных ставок, окладов.

2) Дополнительные выплаты – за фактически неотработанное время, которое подлежит оплате в соответствии с действующим законодательством (отпускные, по временной не трудоспособности, различные компенсации) или по инициативе руководства предприятия (материальная помощь, премии и т.д.).

На основании приказов о приеме на работу, а также после составления штатного расписания, где указывается Ф.И.О. работников, их должности и месячные оклады, на каждого заводится карточка персонального учета. В ней указываются справочные данные работника и накапливаются сведения о начисленных суммах и удержаниях. Карточка является основой для начисления пенсий, расчета среднего заработка для отпускных и пособий по временной нетрудоспособности, выплат компенсаций при увольнении. Заполнение данной карточки не представляет трудности.

Данные из Карточки должны переносится в расчетно-платежную ведомость, где происходит их суммирование по всем работникам и которая служит основанием для выплаты заработной платы.


Выплата заработной платы должна производиться предприятием два раза в месяц на основании Трудового Кодекса. Аванс и основная зарплата. Сумма и дата выплаты аванса устанавливается коллективным договором предприятия. Однако сумма аванса не может быть меньше ниже тарифной ставки рабочего за отработанное время.

Дополнительная заработная плата начисляется на основании документов, которые подтверждают право работника на получение оплаты за непроработанное время, исходя из среднего заработка. Выплаты по инициативе руководства предприятия начисляются на основании приказов директора.

Рассмотрим расчет отпускных. Право на отпуск предоставляется работнику после шести месяцев работы на предприятии. При уходе в отпуск ему выплачивается средний заработок, который рассчитывается исходя из его заработной платы, начисленной за последние 12 месяцев работы на предприятии.

В случае если работник увольняется с предприятия, не побывав в отпуске, то независимо от того, сколько месяцев он проработал, ему положена компенсация за неиспользованный отпуск, рассчитываемая исходя из среднего заработка за последние 12 месяцев работы, пропорционально периоду его работы на данном предприятии. Т.е., если работник проработал на предприятии 5 месяцев и решил уволиться, то компенсация будет равна 5/12 средним заработкам.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам при заболевании, которое сопряжено с временной потерей трудоспособности, при болезни члена семьи, санаторно-курортном лечении и т.п. причинам. Пособие выплачивается не за счет средств предприятия, а за счет взносов в фонд социального страхования и основанием для его выплаты служат выданные лечащим учреждением больничные листы.

Я не буду вам подробно рассказывать в материалах тренинга про расчет больничных, т.к. это понадобится далеко не всем. Однако по окончании тренинга я могу высылать вам дополнительные материалы для самостоятельного изучения. Если вы хотите изучить начисление отпускных и больничных, напишите мне, я обязательно вышлю вам статьи на эту тему.

Учет заработной платы и других начислений ведется на пассивном счете 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», структура которого приведена ниже:

Дебет Кредит

Сальдо начальное
50 000руб.

1. Выдана зарплата

50 000руб.

2. Начислен и удержан НДФЛ

7150

2. Начислена зарплата

55 000руб.


Сальдо конечное

47 850руб.

Поговорим немного о том, как организация отражает в бухгалтерском учете свои расходы.

Все расходы по мере их возникновения (на сырье, материалы, аренду и т.д.) организация отражает на счетах затрат. Т.е., как только появился расход, бухгалтер ставит сумму расхода в дебет счета затрат. Здесь у бухгалтера есть выбор, т.к. счетов затрат несколько. Как правило, производственные фирмы используют счета .20 "Основное производство" или 25 "Общепроизводственные расходы", а торговые фирмы используют счет 44 "Расходы на продажу". Есть и другие счета затрат, вы можете их посмотреть в плане счетов.

Начинающему бухгалтеру, как правило, поначалу не понятно, почему расходы организации отражаются по дебету счетов. Давайте остановимся на этом моменте подробнее. Согласна, что это немного странно. Расходы – и вдруг по дебету. На самом деле ничего странного в этом нет. Сначала мы накапливаем расходы на счетах затрат (20,44,25,26), а потом будем их списывать в производство.

Представьте, что вы хотите сделать ремонт в квартире. Вы ведь не станете сразу брать деньги идти в магазин за материалами, а сначала напишите на листочке свои расходы (на краску, на обои и т.д.). Что-то в этом роде и в бухгалтерском учете – расходы сначала накапливаются, а как они списываются, узнаете подробнее в другой главе.

И еще я хочу сделать небольшое отступление о том, как понимать экономический смысл проводок по счетам и, наоборот, определять дебет и кредит проводки по содержанию проводки. В первую очередь должна сказать, что содержание проводки не регламентируется никакими документами, проще говоря - пишется в свободной форме, так, чтобы был понятен смысл проводки.

Если вам нужно определить содержание проводки по счетам, в первую очередь посмотрите, нет ли в счетах денежных счетов. Если есть, то все сразу становится ясно. Например, нам нужно определить, сто означает проводка 50/62. В проводке имеется денежный счет 50 «Касса», и стоит он в дебете проводки. Если какой-то денежный счет стоит в дебете проводки, это означает, что деньги поступили, в данном случае в кассу.

Осталось выяснить, от кого деньги поступили. Смотрим, какой счет стоит в кредите. Счет 62 «Расчеты с покупателями». Это означает, что деньги пришли от покупателя.

Если денежный счет стоит в кредите проводки, то это означает, что кому-то оплатили за что-то. Например, проводка 60/51. Денежный счет 51 «Расчетный счет» стоит в кредите. Это означает, что оплачено кому-то с расчетного счета. Осталось выяснить, кому.

Смотрим, какой счет стоит по дебету проводки. Там стоит счет 60 «Расчеты с поставщиками». Это означает, что оплачено поставщику с расчетного сета.

Если денежных счетов в проводке нет, то немного сложнее. Понимание экономического смысла проводок приходит не сразу, а постепенно. К концу тренинга вы, глядя на счета, которые участвуют в проводке, будете понимать, что означает эта проводка, гораздо быстрее. А если будете возвращаться к уже пройденным занятиям, то вообще сходу будете определять, что это за проводка.

Если все-таки будет не понятно, смотрите структуру счета. Когда смотрите на структуру счета и понимаете, как он формируется, то и проводка с участием этого счета будет понятна.

Теперь о том, как определять по названию (содержанию) проводки, какие в ней участвуют счета. Дело в том, что в названии проводки не должны быть то что отражены названия счетов. Нужно сначала понять экономический смысл проводки, и тогда будет понятно, какие счета в ней участвуют.

Например, такое содержание проводки « Оплачено поставщику с расчетного счета». Хотя в содержании нет полного названия счета 60 «Расчеты с поставщиками», мы понимаем смысл проводки, и пишем саму проводку 60/51. Кроме того, содержание проводки может звучать по-другому, например «Перечислили денежные средства с расчетного счета поставщику», или «Рассчитались с поставщиком по безналу». Т.е., как я уже говорила, содержание проводки пишется в свободной форме, но суть проводки одна и та же.

Вернемся к вопросу об оплате труда.
Расходы организации на оплату труда работников так же, как и другие расходы, отражаются на счетах затрат. Чтобы не загромождать описание, т.е. для большей наглядности, будем считать, что ваша организация торговая и вы используете для отражения затрат счет 44 "Расходы на продажу". Просто имейте ввиду, что есть и другие счета затрат.

назад ко 2му шагу


Вы можете полностью освоить материалы, если запишитесь на тренинг.

Всю информацию о курсах можно получить

на странице Курсы бухгалтерского учета
Автор, тренер – консультант ЕКАТЕРИНА ПРИЩЕП

jobkey@yandex.ru