Курс для менеджеров "Как стать директором за 6 шагов"

Введение | Шаг 1. Тактическое и стратегическое управление. | Шаг 2. Команда.
Шаг 3. Кризис. | Шаг 4. Регламенты. | Шаг 5. Финансы. | Шаг 6. Ищем работу.
Rambler's Top100

Курсы для менеджеров. Шаг 5. Изучаем то, что должен знать директор о Финансах


Давайте вернемся к вопросу о том, что следует знать руководителю об управлении финансами. Как мы уже знаем, управлять финансами - это означает управлять прибылью, дебиторской и кредиторской задолженностью, затратами и себестоимостью, платежами.
Всеми этими вопросами на предприятии заведует Финансовый директор. Однако и первое лицо компании должно владеть некоторыми знаниями о финансах.
Директор должен знать, что такое бюджет и как его строить, т.к. директор принимает непосредственное участие в построении бюджета.
Давайте поговорим об этом подробнее.

Что такое «Бюджет» и для чего он нужен

Прежде всего, давайте выясним, что такое бюджет, и для чего он нужен.
Бюджет – это план, по которому предприятие будет стараться работать.
Можно, конечно, работать и без бюджета, но это похоже на работу вслепую.

Например, захочет директор повысить работникам зарплату – и не сможет понять, как это отразится на результатах работы предприятия. А значит, и не поймет, может ли он это сделать. Так же и с другими расходами.

Другими словами, бюджет нужен не для того, «чтобы был», как дань моде, а для того, чтобы управлять своими доходами и расходами. А если вы сможете управлять своими доходами и расходами, то сможете управлять своей прибылью. А для чего же еще мы с вами каждый день встаем ни свет, ни заря, и отправляемся на работу – чтобы прибыль получать, и как можно больше.

Уже не сомневаетесь, что бюджет нужен каждому предприятию? Отлично! Тогда продолжим.

Прежде чем строить бюджет на следующий год, руководство компании должно определиться, а чего, собственно, оно собирается достичь в следующем году?
Каковы цели бизнеса компании – так называемые «Бизнес - задачи»?

Мы с вами на первом шаге уже рассматривали некоторые Бизнес – задачи.
Помните?
- Увеличить продажу существующей продукции на 15%.

- Начать производство новых продуктов.

- Привлечь заемные средства для переоборудования предприятия.

- Сократить расходы на производство.


- Выйти на другие регионы со своей продукцией.


Это только пример. Бизнес - задачи ставят собственники компании, а топ -менеджеры должны претворять эти решения в жизнь.


Описание бизнеса. Бизнес - задачи на год


Бюджет компании состоит из нескольких бюджетов. Основные из них: «Бюджет продаж», «Бюджет затрат», «Бюджет прибылей и убытков», «Бюджет движения денежных средств».

Согласитесь, это вполне логично. Чтобы спланировать прибыль, нужно знать доходы и расходы. Доходы мы узнаем их «Бюджета продаж», расходы - их «Бюджета затрат». Соединим доходы и расходы в «Бюджете прибылей и убытков», чтобы узнать, какая будет прибыль. И, наконец, построим «Бюджет движения денежных средств», чтобы знать, сколько денег мы получим и кому, когда и сколько мы заплатим.


Представим, что фирма занимается производством мебели, а так же торговлей покупными предметами мебели. Кроме того, она оказывает услуги по сборке и установке мебели.

Определим основные бизнес – задачи на 2007 год.

БИЗНЕС – ЗАДАЧА #1

В 2007 году руководство предприятия предполагает повысить продажи уже существующей продукции собственного производства на 10 процентов. Каким образом? Да очень просто. Руководство собирается послать коммерсантов в соседние регионы с целью поиска новых партнеров по бизнесу. Коммерсанты заключат новые договора на поставку мебели, расширив, таким образом, рынок сбыта за счет продаж в других регионах.


БИЗНЕС – ЗАДАЧА #2

Руководство предприятия предполагает начать производство нового вида продукции – а именно, заняться производством специализированного выставочного оборудования для супермаркетов.


Откуда появилась такая бизнес – идея? В любой компании есть специалисты, которые являются так называемыми «Генераторами идей». Они регулярно придумывают что-то новенькое.

Конечно, большинство идей отметается сразу, после первого обсуждения, но некоторые идеи, после дополнительных исследований, претворяются в жизнь. Вот руководство нашей компании и решило в 2007 году претворить в жизнь такую идею, как производство нового оборудования для супермаркетов.

Разумеется, начинать производство нового продукта – серьезный шаг.
Поэтому для начала маркетологи компании изучили спрос, определились,
какой объем оборудования можно будет продать в 2007 году, и по какой цене.

БИЗНЕС – ЗАДАЧА #3

Руководство предприятия решило оставить в 2007 году объем продаж покупных товаров и услуг по сборке и установке мебели на прежнем уровне. Прямо скажем, «Оставить на прежнем уровне» - очень скромная бизнес- задача. Почему руководство так решило? Потому, что в 2007 году все силы решили бросить на продвижение своей продукции. А увеличение продаж покупной продукции решили оставить на 2008 год.

Бизнес – задачи мы поставили. Можно приступать к подготовке бюджета.


Собираем данные за предыдущий год


Строить бюджет 2007 года мы будем не на пустом месте, а с использованием данных бухгалтерского учета за 2006 год.

Если вы только собираетесь открывать фирму, и хотите построить бюджет- это здорово, это правильно! Тогда нужно будет собрать данные аналитическим путем. Что означает «аналитическим путем»? Это означает, что нужно будет узнать рыночные цены на ваш товар, на материалы, электроэнергию, аренду и т.д.

Мы же будем исходить из того, что компания уже работала в 2006-м году, и у нас есть «история», т.е. данные за 2006 год.

Все данные за 2006 год внесем в один файл, который называется «данные пред-го года». Откройте его сейчас, и продолжим.

Файл состоит из девяти листов. Первый лист – это титульный лист. Там мы видим только название фирмы.

Дальше видим три листа «Объем продаж», «Цены», «Выручка».

Эти три листа относятся к одному бюджету, а именно, к бюджету продаж.

БЮДЖЕТ ПРОДАЖ

Любой бюджет любой компании начинается с бюджета продаж. Это понятно. Если мы не знаем, что и за сколько собираемся продавать, то никакой прибыли мы не получим, так что, можно закрывать фирму, садиться под пальму и ждать, когда свалится банан на голову.

Итак, бюджет продаж. В любой организации есть специалисты по продажам. Если это крупная или средняя фирма – то это будут целые отделы продаж во главе с Директором по продажам. Вот он то и будет ответственным за бюджет продаж. Если нет директора по продажам, и в вашей компании есть только один менеджер по продажам, значит, бюджет продаж ляжет на его плечи.

В бюджете продаж должны быть отражены показатели:

Сколько мы продадим продукции, товаров, услуг;
По какой цене;
На какую сумму.

Давайте рассмотрим, как эти показатели отраженны в файле «данные пред-го года» Лист «Объем продаж» содержит данные о том, какой был объем продаж продукции в 2006г.

Для удобства работы мы поделили все, что продаем (нашу продукцию, услуги, товары) на группы:

Мягкая мебель,
Офисная мебель,
Услуги,
Покупные товары.

Удобство заключается в том, что мы сможем посмотреть отдельно, на какую сумму продали мягкой мебели, на какую сумму продали офисной мебели и так далее. Но это совершенно не обязательно, и если вы не хотите разбивать вашу продукцию или товары на группы - не разбивайте, а вносите все в один сплошной список.

Мы занесли в лист «Объем продаж» информацию о том, сколько единиц продукции, товаров, услуг было продано в 2006- м году по месяцам. В нашем случае под единицей измерения понимаются штуки. На самом деле единицы измерения могут быть разные, и зависят от того, чем вы торгуете. Это могут быть килограммы, тонны, часы и так далее.


Вы можете полностью освоить материалы, если запишитесь на тренинг.

Желаю удачи во всех ваших начинаниях!

Автор, тренер – консультант ЕКАТЕРИНА ПРИЩЕП

jobkey@yandex.ru