Курс по бюджетированию "Как построить бюджет компании"

Описание курса | Шаг 1. Описываем наш бизнес. Ставим бизнес - задачи. | Шаг 2. Собираем данные за предыдущий год.
Шаг 3. Бюджет. | Шаг 4. Делаем отчет по факту. | Шаг 5. Дополнительные возможности.
Rambler's Top100

Курсы бюджетирование Шаг 2. Собираем данные за предыдущий год

Строить бюджет Следующий года мы будем не на пустом месте, а с использованием данных бухгалтерского учета за Предыдущий год.

Если вы только собираетесь открывать фирму, и хотите построить бюджет- это здорово, это правильно! Тогда нужно будет собрать данные аналитическим путем. Что означает «аналитическим путем»? Это означает, что нужно будет узнать рыночные цены на ваш товар, на материалы, электроэнергию, аренду и т.д.

Мы же будем исходить из того, что компания уже работала в Предыдущем году, и у нас есть «история», т.е. данные за Предыдущий год.

Все данные за Предыдущий год внесем в один файл, который называется «данные Предыдущего года».

Файл состоит из девяти листов. Первый лист – это титульный лист. Там будет только название фирмы.

Дальше три листа «Объем продаж», «Цены», «Выручка».

Эти три листа относятся к одному бюджету, а именно, к бюджету продаж.

БЮДЖЕТ ПРОДАЖ

Любой бюджет любой компании начинается с бюджета продаж. Это понятно. Если мы не знаем, что и за сколько собираемся продавать, то никакой прибыли мы не получим, так что, можно закрывать фирму, садиться под пальму и ждать, когда свалится банан на голову.

Итак, бюджет продаж. В любой организации есть специалисты по продажам. Если это крупная или средняя фирма – то это будут целые отделы продаж во главе с Директором по продажам. Вот он то и будет ответственным за бюджет продаж. Если нет директора по продажам, и в вашей компании есть только один менеджер по продажам, значит, бюджет продаж ляжет на его плечи.

В бюджете продаж должны быть отражены показатели:

Сколько мы продадим продукции, товаров, услуг;
По какой цене;
На какую сумму.

Давайте рассмотрим, как эти показатели отраженны в файле «данные Предыдущего года» Лист «Объем продаж» содержит данные о том, какой был объем продаж продукции в Предыдущем году.

Для удобства работы мы поделили все, что продаем (нашу продукцию, услуги, товары) на группы:

Мягкая мебель,
Офисная мебель,
Услуги,
Покупные товары.

Удобство заключается в том, что мы сможем посмотреть отдельно, на какую сумму продали мягкой мебели, на какую сумму продали офисной мебели и так далее. Но это совершенно не обязательно, и если вы не хотите разбивать вашу продукцию или товары на группы - не разбивайте, а вносите все в один сплошной список.

Мы занесли в лист «Объем продаж» информацию о том, сколько единиц продукции, товаров, услуг было продано в Предыдущем году по месяцам. В нашем случае под единицей измерения понимаются штуки. На самом деле единицы измерения могут быть разные, и зависят от того, чем вы торгуете. Это могут быть килограммы, тонны, часы и так далее.

Посмотрим на примере: я январе было продано 30 диванов, 60 кресел и 15 пуфиков.
В последнем столбце все данные суммируются, и мы получаем данные за год. Так, в Предыдущем году было продано 462 дивана, 924 кресла и 237 пуфиков.


Лист «Цены» содержит данные о том, по каким ценам были проданы наши товары, продукция, услуги. Например: в январе один диван стоил 7000 рублей, кресло стоило 3000 рублей, пуфик стоил 1200 рублей.

Летом цены обычно ниже. С июня по август один диван стоил 6500 рублей, кресло стоило 2800 рублей, пуфик стоил 1100 рублей. Это связанно с тем, что летом продажи были ниже, и руководство решило снизить цены, чтобы привлечь покупателей. В декабре цены также ниже, так как компания делала рождественские скидки.

Лист «Выручка» - это объем выручки от продаж. Чтобы получить сумму выручки, нужно количество проданного умножить на цену. Например, в январе продано 30 диванов. Стоили диваны по 7000 руб. Таким образом, 30шт.*7000руб.=210000руб. - это выручка от продаж.

Хочу обратить ваше внимание на то, что все цены в бюджете продаж без НДС.
Имейте это ввиду, когда будете делать свой бюджет. Если вы не знаете цену без НДС, а знаете только цену с НДС, то это легко исправить. Например, вы знаете, что цена дивана с НДС 8260 рублей. Как получить цену дивана без НДС? Очень просто: 8260 делим на 1,18 и получаем 7000 - цену без НДС.

Конечно, это в том случае, если вы продаете товар с НДС 18%. Если же вы продаете товар с НДС 10%, то нужно цену с НДС поделить на 1,1 . Например, тонна продукта с НДС 10% стоит 16500руб., тогда 16500руб./1,1 = 15000руб. – цена без НДС.

Итак, лист «Выручка» содержит формулы. Каждая формула берет количество проданного из листа «Объем продаж» и умножает его на цену из листа «Цены».
Т.е., в лист «Выручка» вам данные заносить не нужно, а нужно только заложить формулы, а по формулам все посчитается.


Итоговые суммы в листе «Выручка» содержат данные о том, что в Предыдущем году мы продали в январе: мягкой мебели на сумму 408 000руб, Офисной мебели на сумму
176 000руб., оказали услуг на сумму 4 000руб., и продали покупных товаров на
сумму 131 500руб.

Итого в январе выручка от продаж составила 719 500руб. Так же, как за январь, считается выручка по всем месяцам в последней стоке. Всего за Предыдущий год выручка от продаж составила 10 962 400руб.

Считаете, что 10 миллионов за год – слишком мало? Конечно, все данные в примере условные. Я подбирала данные так, чтобы было наглядно и понятно.
Так что, много или мало - судить вам.


Вы можете полностью освоить материалы, если запишитесь на тренинг.


Автор, тренер – консультант ЕКАТЕРИНА ПРИЩЕП

jobkey@yandex.ru